По заявкам читателей объясняю, в чём культурный феномен Е. Понасенкова, и почему тут всё сильно сложнее, чем «люди смеются над поехавшим», как многие в реплаях пишут. Секрет популярности Понасенкова как человека-мема, в том, что он — идеальный персонаж эпохи постмодерна.
Есть ощущение, что люди в реплаях, которые на полном серьёзе жалуются на фальшивое пение, вообще не понимают культурный феномен Е. Понасенкова
Как строится традиционная, испокон веков известная схема высмеивания фриков: 1. Ты видишь, что фрик делает поехавшие вещи и выставляет себя дурачком. 2. Ты смеёшься над этим. Панчлайн тут как бы в том, что он дурачок, а ты нет. См. любой популярный древний мем из +100500.
История с Понасенковым на первый взгляд выглядит похоже: чел считает себя самим совершенством, а действительности это не соответствует По идее этот разрыв между реальностью и самомнением и должен давать комический эффект, и мы должны смеяться, когда он выставляет себя посмещищем
С такой точки зрения все эти восклицания «Гениально, маэстро!», «Понасенков снова всех уничтожил!», которыми немедленно наполняются соцсети при любом его упоминании, выглядят как простая, однослойная, «бумерская» ирония — говорим одно, а имеем в виду противоположное,
как бы подбадриваем юродивого, чтобы он продолжал нас развлекать — и на этом всё. Но тут возникает твист, даже два. Во-первых, Понасенков местами ПРАВДА великолепен и ПРАВДА регулярно «уничтожает и переигрывает оппонентов». И этот факт ломает всю привычную схему.
Понасенков дико харизматичен, у него очень неплохо подвешен язык, периодически он выдаёт НЕИРОНИЧНО смешные остроты (посмотрите хоть то же видео с Ургантом). Плюс к этому он постоянно вступает в конфликты с не особо умными людьми, которых крайне легко «уничтожать».
Он ходит на государственные ток-шоу, где разносит крайне недалёких пропагандистов и выглядит просто-таки светочем интеллекта. Конфликтует с астрологами, со священниками И он правда, неиронично их «переигрывает».
Вспомните хотя бы великое видео, в котором Понасенков докопался до ресторана «Бородино». Мы смеёмся над самой ситуацией: это дико абсурдная идея — устроить жестокую прожарку провинциальному ресторану. Но при этом победителем в этой странной схватке всё равно выглядит Евгений
Заслуживает ли человек, «уничтоживший и переигравший» персонал ресторана «Бородино», криков «гениально!» и «браво, маэстро» в комментах? Нет. Но и посмешищем, чтобы сделать эти комментарии очевидно ироничными, он не выступил — благодаря, опять же, харизме и умению говорить.
В итоге восторженные комментарии, как и абсурдно самодовольные названия видео, зависают где-то посередине — Всё это явно ирония, но явно не стопроцентная. Причём где конкретно у комментатора установлен ползунок на шкале от искреннего восторга до иронии сказать невозможно.
И в этом второй твист Понасенкова: Мы понимаем, что он и сам относится к этому образу не на 100% серьёзно, но при этом не можем сказать, насколько. Он может быть на 99% убеждён в собственном величии, а на 1% — эпатировать. Или же ровно наоборот — соотношение неизвестно.
Таким образом, само существование Понасенкова в публичном пространстве превращается в этакую бесконечную игру, в которой участвует и он сам, и все мы. Вот он с лукавым взглядом называет себя «достойнейшим» — в какой степени он был серьёзен?
Вот комментаторы пишут, как он уничтожил дешёвку-пропагандиста в прямом эфире — в какой степени серьёзны они? И в итоге сам Понасенков и комментаторы сливаются в постироничную сингулярность, о которой Слава КПСС даже не мечтал
Понасенков как бы существует в двух реальностях. В одной он — плохой певец и псевдоисторик с совершенно чудовищными взглядами, скорее всего страдающий расстройством личности. Эта реальность интересует разве что разоблачителей псевдонауки из Антрпогенез.ру.
В другой же, которая интересна всему остальному человечеству, это всё не имеет ровным счётом никакого значения. Понасенков гениален абсолютно во всём: и когда он самозабвенно фальшивит, исполняя романс, и когда уничтожает ресторан «Бородино».
При этом мы все подмигиваем друг другу, а он подмигивает нам. Кто из нас — искренний фанат, кто откровенно издевается, кто застрял посередине, и где на этом спектре сам Маэстро и автор заголовков его ютуб-канала — для всех загадка. Но в этом и суть всего предприятия.
источник -